X
АРЕНДА САМОЛЕТА
ПАССАЖИРОВ
0
В одну сторону
Туда и обратно
Многоступенчатый
X
АРЕНДА ВЕРТОЛЕТА
ПАССАЖИРОВ
0
В одну сторону
Туда и обратно
Многоступенчатый
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Беспилотные самолеты: классы, история создания, преимущества часть 1

Беспилотные самолеты различны не только по функционалу, но и по массе. Встречаются аппараты от 300 граммов, по виду сравнимые с легкими авиамоделями, и 15-тонные колоссы. Продолжительность и высота полета также разнятся. К примеру, беспилотники класса микро (массой до пяти килограмм) взлетают даже с рук или с крайне ограниченной площадки, способны подниматься на высоту 2 км и находиться в атмосфере не более 50-60 минут. Используются такие беспилотные летательные аппараты для разведки, в целях обнаружения сил противника, войсковых частей, замаскированной военной техники. Беспилотники класса макро (массой от 300 грамм) подходят для эксплуатации в условиях города, они буквально могут заглянуть в любое окно.

Следующий класс летательных аппаратов без пилота – мини. Масса этих моделей от 150 килограммов до 200. Беспилотникидержатся в воздухе до 5 часов, продолжительность полета у мини – 5 часов максимум.

За мини идут, как несложно догадаться, миди. Это класс более тяжелых аппаратов от 200 до 1000 кг. В их несомненных плюсах – продолжительность полета до 20 часов и «потолок» 6 км.

Последний класс беспилотников – макси. Сюда включены настоящие самолеты весом от тонны до десяти. Они летают до суток и могут подниматься на 20 километров вверх. Скорее всего, в ближайшее время появятся новые аппараты, масса которых превысит 15 тонн (класс супермакси). Подобные «тягачи» будут оснащены большим количеством аппаратуры и пригодятся для решения широкого круга проблем.

История беспилотных летательных аппаратов

Впервые аппарат с дистанционным управлением взлетел в воздух в 1930 году. Самолетом конструкцию было не назвать, поскольку она представляла собой воздушную управляемую мишень. Использовалась полезная вещица на учебных стрельбах. 

В середине 20-го века, после отгремевших войн, авиаконструкторами были созданы беспилотники-разведчики. Еще пара десятилетий понадобилась на то, чтобы стала возможной оснастка беспилотных машин боевой поддержки. Темой беспилотных самолетов ударно назначения занимались известные конструкторские бюро Туполева, Сухого, Яковлева, Камова, Мясищева. Туполевское КБ представило миру разведчики «Стриж», «Ястреб» и до сих пор находящийся на вооружении у российской армии «Рейс» и «Коршун» (создан в паре с научно-исследовательским институтом «Кулон»). КБ Яковлева может похвастаться удачными разработками мини-беспилотников, самым популярным среди которых стал небезызвестный комплекс «Пчела» (также до сих пор находится на вооружении).

Далее, в 70-е, в СССР все силы КБ были направлены на работы по увеличению продолжительности и высоты полета беспилотных летательных аппаратов. В ОКБ Мясищева трудились в это время над машиной «Орел» класса макси. Он как раз, по планам, мог держаться в атмосфере до суток и на высоте 20 км. Однако в 90-е проект был закрыт. Отсутствие финансирования привело и к закрытию второго значимого проекта – «создание беспилотника «Ромб». Этот уникальный биплан в виде ромба должен был нести антенны для радиолокационных станций. Масса беспилотного летательного аппарата причудливой формы должна была достигнуть 12 тонн, нести на борту он мог до полутора тонн аппаратуры. 

В 80-е годы армия отдала предпочтение пилотируемым самолетам, и о беспилотниках на время забыли. В это трудное время не отступало от разработок дистанционно управляемых летательных аппаратов казанское ОКБ «Сокол». В сущности, это было единственное специализированное авиапредприятие, что производило только беспилотные системы. Чаще всего среди разработок встречались воздушные беспилотные мишени, служившие для отработки действий наземных военных комплексов (в том числе и ПВО). 

Сейчас беспилотники миди и мини-классов широко представлены, поскольку их производство стало общедоступным. Такие самолеты могут быть созданы на базе небольшого НИИ или даже лаборатории. Для создания макси-аппаратов необходимы авиастроительные комплексы, на которых налажено бесперебойное производство деталей.

Чем беспилотники лучше обычных самолетов?

1) Пилотируемые самолеты по стоимости производства и обслуживания на порядок дороже, чем беспилотные летательные аппараты. В самолетах с пилотами необходимы системы защиты, жизнеобеспечения, кондиционирования. Плюс обязательна подготовка пилотов, длительное и затратное обучение. Общий итог: отсутствие экипажа сильно снижаетзатратность бюджета различных важных заданий.

2) Беспилотники затрачивают не только на порядок меньше денежных средств, но и меньше топлива, поскольку они гораздо легче. Также возможно использование не обычного авиационного топлива, а альтернативного. Вероятно, вскоре будут изобретены летательные аппараты с дистанционным управлением на криогенном топливе (сегодня это топливо для космических летательных аппаратов, за ним – будущее, указывают все авиаконструкторы).

3) Пилотируемые самолеты нуждаются в огромных посадочных площадках, обязательны для успешной посадки таких машин заасфальтированные (забетонированные) полосы аэродромов. Для беспилотников сгодится и небольшая грунтовая взлетно-посадочная полоса протяженностью до 600 метров. О беспилотниках класса микро можно вообще не беспокоиться и сажать хоть на подоконник. Это достаточно серьезный аргумент, потому что до двух третей аэродромов нашей страны нуждается в капитальной реконструкции, а темп ремонта не позволяет реставрировать более одного аэродрома в год.

 

 

Смотрите также:

Среднетоннажный вертолет Airbus H160

Срочные авиаперевозки

Срочные авиаперевозки грузов и пассажиров

Становление российской бизнес-авиации часть 1

Становление российской бизнес-авиации часть 2