X
АРЕНДА САМОЛЕТА
ПАССАЖИРОВ
0
В одну сторону
Туда и обратно
Многоступенчатый
X
АРЕНДА ВЕРТОЛЕТА
ПАССАЖИРОВ
0
В одну сторону
Туда и обратно
Многоступенчатый
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Проблема возможности отслеживания местоположения самолетов сторонними лицами

В последнее время широко распространена новая технология для отслеживания местонахождения самолетов в любой момент. Она получила название Automatic Dependent Surveillance-Broadcast, что в переводе означает – Автоматическое Зависимое Наблюдение-Вещание. Клиенты самолетов бизнес-класса возмущены возможностями, которые предоставляет данное нововведение.

И не удивительно, ведь достаточно иметь специальный приемник сигнала, чтобы получить данные о передвижении средств авиации.

Изначально использовались передатчики-приемники сигналов режима S (transponder S), передававшие информацию в виде 24-битного идентифицирующего адреса летательного аппарата.

Такой код присваивался Федеральной авиационной администрацией США каждому средству авиации и представлял собой некое подобие электронного госномера. Система управления воздушным движением получает данные о самом самолете и месте его нахождения в данный момент и посредством системы индикации воздушной обстановки предоставляет их разным учреждениям. Эту информацию они получают за определенную плату.

Но причина для беспокойства ассоциации бизнес-авиации заключается в том, что при желании и наличии специального оборудования отслеживать местонахождения воздушных судов теоретически может любой человек. Поэтому NBAA неоднократно пыталась найти способы запретить доступ к такой информации для посторонних. Как следствие, Федеральная авиационная администрация предоставила права NBAA для осуществления контроля над программой по блокированию предоставления данных о средствах авиации. Операторы теперь имеют возможность предотвращать дальнейшую передачу информации о летательных аппаратах.

Министром транспорта США Рэем Лахудом было принято решение прекратить действие программы по блокировке запросов регистрации воздушных судов (BARR) в 2011 году. Свою позицию он объяснил тем, что граждане имеют право на получение информации о составе средств авиации национальной системы УВД. Программу BARR пришлось возобновить в 2013 году из-за протестов лиц и компаний, которые пользуются бизнес-авиацией. Контролировать работу программы теперь стала Федеральная авиационная администрация США. На тот момент в программе были зарегистрированы 6000 воздушных судов.

Информация, которую отправляет устройство transponder S, содержит такие подробности, как:

  • координаты самолета по системе GPS-навигации;
  • регистрационный номер летательного аппарата;
  • текущая скорость судна и высота его расположения над поверхностью земли.

Эти данные входят в состав всей информации, которая передается посредством технологии Automatic Dependent Surveillance - Broadcast (ADS-B).

Все опасения эксплуататоров авиации можно считать необоснованными по одной причине – в случае необходимости, доступ к данным может получить любой хакер, несмотря на систему защиты информации. Обход программы блокировки BARR, по словам вице-президента по эксплуатации АОН (Ассоциации производителей продукции) возможен при внесении настроек в приемники данных, которые позволяют получать информацию на частоте 1090 Мгц.

24-битный код воздушного аппарата можно просмотреть на официальном сайте Реестра воздушных судов. Названия компаний, которые эксплуатируют самолеты, отображаются на веб-ресурсе организации, осуществляющей контроль за вертикальным эшелонированием воздушных судов. Выходит, сопоставив эту информацию, любой субъект, отслеживающий транспондер самолета, сможет узнать о передвижениях летательных аппаратов конкретной организации или частного лица.

Определить местоположение самолета с ADS-B просто благодаря наличию GPS-данных в передаваемом сигнале. Но, оказывается, не так уж сложно узнать о местонахождении и тех средств авиации, у которых на борту установлен старый транспондер, передающий сигнал типа S. Для этого понадобятся несколько приемников и использование системы MLAT (многопозиционная система наблюдения). Действие данной системы распространяется на большинство стран с развитой авиацией.

Такой способ получения данных о средствах авиации доступен для посторонних лиц уже более 15 лет, однако в последнее время вопрос безопасности встал особо остро. Причиной этому, по мнению вице-президента АОН Йенса Хеннига, является бурное развитие интернет-технологий.

Для хакера, желающего заполучить информацию о местонахождении самолета, нужен всего лишь домашний приемник и устройство с выходом в интернет. Теперь даже не происходит потери сигнала при уходе воздушного судна из зоны прямой видимости.

Существуют официальные сайты, на которых можно увидеть информацию о летательных аппаратах. Например, на ресурсе Flightradar24 можно увидеть карту с изображенными на ней воздушными суднами, которые передвигаются в реальном времени. На сайте FlightAware можно указать авиакомпанию, номер рейса и отследить месторасположение самолета. Эти сервисы удаляют информацию о некоторых суднах по просьбе Федеральной авиационной администрации. Однако некоторые хакерские сайты предоставляют данные о всех авиарейсах без разбора.

На данный момент создана группа Equip 2020, основной задачей которой является решение вопроса анонимности некоторых летательных аппаратов. В председательский состав данной группы входит и Йенс Хеннинг. Одним из способов решения проблемы, по его мнению, может стать внедрение специальных анонимных кодов, которые будут передаваться в режиме S. Такие коды будут выдаваться одноразово или для осуществления нескольких полетов. Equip 2020 уже направили официальный запрос в FAA с описанием метода разрешения проблем анонимности воздушных судов.

Недавний случай, в котором пилот самолета запросил у диспетчера информацию о получении им сигнала от ADS-B устройства, установленного на самолете, и получил отрицательный ответ, говорит о ненадежности данной системы. После посадки пилот узнал, что сторонними приемниками сигнал от бортового устройства был зафиксирован. Вывод может быть следующим: хакерские разработки будут всегда на шаг впереди тех, которые внедряет государство.

 

Смотрите также:

Риски авиабизнеса

Рынок бизнес-полетов России завоевывает производитель Hawker

Салон самолета из будущего: взгляд вперед на десять лет

Самое крупное воздушное транспортное судно в мире

Самолет в помощь